Социально-психологическая служба
Деятельность социально-психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости.
От особенностей взаимоотношений учащихся со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, все специалисты службы обеспечивают возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяют причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим социально-психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности.
Деятельность психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.
Деятельность психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.
Социально-психологическую службу в школе осуществляет:
· педагог-психолог,
· учитель-логопед,
· учитель-дефектолог,
· социальный педагог.
Работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям:
1. Психопрофилактическая работа.
Данное направление определяется ориентацией психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися и с ласами в целом.
2. Диагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться как с отдельными учащимися, так и с группой.
3. Коррекционная работа
Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся . Коррекция может проводиться как с отдельными учащимися, так и с группой.
4. Консультативная работа
Психолог консультирует администрацию школы, учителей, родителей, учащихся по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
5. Вспомогательные задачи
1. Педагог-психолог принимает участие в педагогических консилиумах для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей.
2. На базе психологического кабинета психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся и педагогического коллектива школы.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей. Выявляют детей с нарушениями в развитии, проводит их углубленное обследование с целью определения структурно-функционального нарушения. Рекомендуют оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создают банк данных, прослеживают динамику развития каждого ребёнка. Обеспечивают адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития. Проводит методическую и консультативную работу.Оказывает организационно-методическую помощь работникам образования по вопросам интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития. Ведёт систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Пропагандирует дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к детям с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы.
Учитель-дефектолог решает задачи обеспечения специальными средствами обучения и социальной реабилитации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Осуществляет лечебно-восстановительную работу, которая направлена на укрепление физического и психического состояния ребёнка. Создаёт условия для максимально возможного вовлечения детей в социально- экономическую жизнь общества.
Учитель-логопед осуществляет профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесённых заболеваний или травм, применяет современные методы, приёмы диагностики и реабилитации.
Социальный педагог осуществляет работу, направленную на формирование у детей способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать проблемы в жизни, а так же на поддержку учащимся, имеющим проблемы в социализации, охрану и защиту прав ребенка.
Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на Развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:
- Изучение условий социального развития ребёнка
- Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой
- Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка
- Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении
- Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации
- Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
- Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка