Создание условий для введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в МКОУ «Парфеньевская СОШ».
Проблема обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями возникла в образовании и в нашей школе давно. Задолго до введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ администрация школы начала работу по выполнению лицензионных требований : педагог-психолог появился в 2010 г.,учитель-логопед и учитель-дефектолог в2013 г. Все специалисты имеют образование соответствующее их должности, регулярно повышают квалификацию. Все педагоги прошли в 2013 г. обучение в ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт образования» по программе « Обучение и воспитание детей с ЗПР и легкими формами интеллектуальной недостаточности (7-8 вид) в современном образовательном учреждении». В 2016 г. администрация школы прошла повышение квалификации по программе «ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы введения». В 2014 г. школа стала участником подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Костромской области «Социальная поддержка граждан Костромской области» на 2014-2020 годы. В рамках реализации подпрограммы «Доступная среда» в школу поступило учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для создания условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов на общую сумму 1 366 224 руб., произведена реконструкция гардероба, оборудована сенсорная комната для психологических занятий и отдыха детей с ОВЗ и тех, кому это необходимо. Кабинет психолога, где проводятся диагностические и коррекционно-развивющие занятия, оборудован в 2010 г., логопедический кабинет оборудован в 2013 г. По подпрограмме «Доступная среда» в школу поступили тренажёры(силовой, гребной, степпер и беговая дорожка) для реабилитации детей-инвалидов, на которых могли бы заниматься все желающие. К сожалению, в школе нет помещения для оборудования тренажерного зала, есть варианты переоборудования рекреации 1 этажа под зал, но нет денежных средств .
Создание условий для введения ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ в прошедшем учебном году администрация школы начала прежде всего с повышения квалификации по данной проблеме, подготовки нормативной базы, создания дорожной карты, Адаптированной образовательной программы для обучающихся начальной школы с ОВЗ. Работа ведётся по следующим направлениям: нормативно-правовое, научно- методическое, кадровое,информационное, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Создание условий для работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с СанПИнами предусматривает организацию индивидуального обучения. По медицинским показаниям, рекомендациям ПМПК, заявлениям родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ школа предоставляет образовательные услуги в различных формах: индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов, индивидуальное обучение по отдельным предметам, обучение по индивидуальным учебным планам обучающихся с умственной отсталостью. Все эти дети с особыми образовательными потребностями обеспечены учебниками. Им предоставлено психолого-педагогическое сопровождение, т.е. занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом , учителем–логопедом, социальным педагогом. Диспетчер, составляя расписание занятий в школе, учитывает индивидуальное расписание каждого из таких учеников. Понимая необходимость индивидуальной работы . педагоги школы составляют индивидуальные программы по предметам,занимаются с ребятами после уроков ,в любое свободное от уроков время. Очень помогает то, что все педагоги в своё время прошли обучение по программе «Обучение и воспитание детей с ЗПР и легкими формами интеллектуальной недостаточности(7-8 вид) в современном образовательном учреждении».
Администрация и педагогический коллектив школы считают , что введение ФГОС для детей с ОВЗ очень своевременно, т.к. таких детей становится всё больше и мы обязаны помочь преодолеть им трудности в обучении, сформировать у них способность к самоопределению.